[ чеклист ] 17 вопросов для анализа проблемных ситуаций

День добрый,

Непонятная ситуация на работе с каким-то коллегой? Нет идей, что происходит, как подступиться к решению ситуации? Читаем дальше, отвечаем на каждый из 17 вопросов и идеи появляются сами собой. Такая вот магия от Стратоплана 🙂

Сработает ли она у вас?

*****

Честно говоря, я не собирался становиться экспертом по коммуникациям. Ну, правда. Мне нравилось общаться с людьми, интересоваться другими, слушать истории, решать проблемы — и вероятно, это и привело меня в тренинги. Но специалистом именно по коммуникациям я как-то не планировал быть.

Помню, летом 2008 я сидел и думал, про что же делать дальше тренинги. Я только что ушел из найма, работы на хорошей зарплате с чудесной командой. Сидел во дворике небольшого дома в станице Должанская Краснодарского края и думал. Семья утопала на пляж, пока не началась жара, а я сидел и вертел в голове идеи: про что сделать собственный тренинг. Для стимуляции вдохновения я захватил с собой на отдых раздатки с тренингов, на которых был сам.

Мой взгляд упал на брошюру «Constructive Confrontation», я взял ее полистать. И это изменило все. Работая в корпорации, ко всем внутренним тренингам относишься со скепсисом. Этакое предубеждение, что твоя компания может научить тебя только тому, как быть полезным этой компании, заточить твой мозг под работу именно здесь.

А ту я листал раздатку с тренинга, и мне открывались бездны: елки-палки, а действительно, это же тема… За прошедшие 10 лет произошло много вещей: мы с коллегой Панкратовым переслушали какое-то дикое количество тренерских курсов и семинаров, коллега получил вторую вышку по практической психологии, потрачены в общей сложности сотни часов на изучение всего. что имеет отношение к коммуникациям. И главное — концепт «конструктивной конфронтации» доработан, усилен и опробован тысячами наших студентов. И именно он лег в основу чеклиста, которым мы обычно разбираем управленческие и коммуникативные кейсы.

17 ВОПРОСОВ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Есть ли проблема, которую стоит решать?
Влияет ли ситуация на работу? Если сейчас прямого влияния на работу нет, то: если не решать, что будет не так?

Какова ваша действительная цель?
Допустим, человек будет вести себя так же как сейчас, но его рабочие результаты вырастут в разы — вас его поведение устроит?

Например, человек сидит много в соцсетях, это видит вся команда, и он дает мало результатов. Если он начнет давать много результатов, то это будет нормально, что он продолжает столько сидеть в соцсетях, а вся команда это видит?

Или вам не нравится, как с вами обращается начальник, а вы работаете хорошо, вот только зарплата маленькая. И вы хотите, чтобы вам повысили зарплату, потому что нет смысла так страдать за такие деньги. И вот вопрос: если вам повысят зарплату, то начальник сможет и дальше с вами обращаться так, как он это делает?

Человек всегда себя так вел, или это началось после какого-то момента? После какого момента это началось? Что могло послужить причиной переключения поведения?

Все раньше было хорошо, а тут человек приходит на собрание и срывается на ваше предложение. Почему? Не стоит ли просить про это: «Эй, что случилось?» вместо того, чтобы защищать свое предложение?

Человек понимает, чего вы от него хотите? (Вы ему это четко и прямо говорили?)

За 10 лет тренерской практики, мы заметили, что люди довольно плохо умеют читать мысли друг друга. Вы работаете и убиваетесь на работе, а начальство не повышает вам зарплату? А вы с ним прямо обсуждали вопрос зарплаты? Они и сами должны заметить ваши усилия? И как долго вы будете ждать, что они заметят?

Он умеет делать то, что вы от него хотите? (Вы когда-нибудь видели, чтобы он делал то, что вы от него хотите?)

Надеяться, что взрослый человек в момент постановки ему задачи скажет, что он не умеет что-то делать — можно. Но надежда — не самый устойчивый управленческий план. Люди могут не видеть сложности задачи, пока к ней не приступят. А потом могут добросовестно заблуждаться, что смогут быстро разобраться. А когда не разобрались, могут опасаться вопроса: «Чего ж ты сразу не сказал, что не умеешь».

У него есть физическая возможность делать то, что вы от него хотите? (Кто еще ест его время?)

Как у человека с ресурсами: техническими, физическим, эмоциональными?

Как эта ситуация может выглядеть со стороны человека?

Если развернуть контекст, то что можно увидеть? Голый человек в душе и на Красной площади — несут разные смыслы, потому что контекст разный. Человек не делает задачу — один смысл. А не делает задачу, потому что не согласен с вашим решением по выбору технологий — другой смысл.

Чего человек может добиваться своим поведением? Набросайте хотя бы два-три варианта.
— …
— …
— …

Чего он вообще хочет — как человек? Какие у него глобальные цели?
— Денег?
— Карьерного роста?
— Признания?
— Спокойствия?
— Чего еще?

Какие аргументы покажут ему, что его текущее поведение контр-конструктивно его целям?
— Дружище, если ты будешь себя вести так же, как я смогу тебя рекомендовать на повышение?..
— Если это будет продолжаться, как я смогу оценить твой рост?..
— …

*****

Непонятная ситуация на работе с каким-то коллегой? Нет идей, что происходит, как подступиться к решению ситуации? Попробуйте поразмышлять над ответами на 17 вопросов выше.

Стало понятней, что происходит и с какой стороны подступиться к решению проблемы? Пишите в комментариях, мы за вас порадуемся. Все еще непонятно? Тоже пишите. Может быть, подскажем, на что еще можно посмотреть.

В любом случае успехов! А через пару дней поговорим про еще один инструмент для понимания того, почему мы как-то не очень движемся к целям, которые сами же себе и ставим.

Александр Орлов



Share This

Поделитесь с друзьями

Или сохраните для отложенного чтения