[ Александр Орлов ] тренинги, прокрастинация и книга… за два дня


Пару дней назад управляющий партнер Стратоплана Слава Панкратов поделился своим опытом, как он преодолевает в себе синдром отличника и как стать из очкарика-интроверта бодрым и экспрессивным предпринимателем. 🙂 Сегодня мы решили поговорить со вторым управляющим партнером Стратоплана Александром Орловым.
Саша, привет! Скажи, пожалуйста, был ли ты отличником?
Первые три класса. Потом начала отставать физкультура, потом к ней присоединились музыка и поведение. В четвертом классе только меня назначили командиром отряда (да, еще были пионеры), как через три дня мы с друзьями заперли девочку в мальчиковом туалете. Мотивацию этого действия я не могу объяснить до сих пор. Но факт в том, что мне как командиру класса предъявили «черную метку» и командиром я быть перестал.
В институте были уже четверки и пятерки. Единственная тройка — мат.физика, которую я пытался пересдать. На пересдаче мне попался тот же билет, и я снова получил трояк. В это момент я понял, что карьера отличника и хорошиста окончательно завершена, и дальше начинается взрослая жизнь 🙂
И что во взрослой жизни — синдром отличника, о котором мы столько говорим, удалось поймать?
Ну, в общем, да. Когда работал в найме как-то везло — вокруг были хорошие учителя, руководители, которые не давали особенно попрокрастинировать. Когда же ушел в свой бизнес, вот тут началось…
Свой бизнес для меня начался с первой книги, которую я написал за два дня. Ну ладно, чуть подоврал — за полтора. То есть, именно писал — полтора дня. Собирался написать перед этим — пару месяцев. Все это время было посвящено размышлениям: «Надо бы написать книгу… Нет, ну это так просто не сделаешь. Вон люди книги годами пишут… Ну, ладно, за год я ее, допустим, напишу. А что с ней потом делать? Куда издавать, как продвигать? Так, начну с простого: надо съездить в детский магазин за подгузниками…»
Я помню, как в одну из суббот я взял ноутбук, наушники, сел на кухне и включил запись своего первого тренинга, который прочел три месяца назад. Черт меня тогда дернул записать его на диктофон. Я сел на кухне, налил кофейку и включил запись себя, чтобы перебить это в текст.
Тренинг был неплохо структурирован, поэтому сами собой начали выходить главы. Автоматически наводилась редактура (устный текст таки далек от письменного). Пока печатал, в голову приходили истории, которые я забыл рассказать на тренинге. Они тут же входили в текст. К 22:00 книга была почти готова. С утра воскресенья я ее добил. Получилось примерно 50 страниц 12-м шрифтом в Word’е. Название пришло как-то само собой: «Секреты управления программистами». О да, там было столько секретов, столько секретов… Прямо великая тайна была сокрыта 🙂 Но если честно, все, что я на тот момент знал об управлении командами — в книжке было. И это, конечно, была не букеровская премия, но это была вполне себе книга.
В то же воскресенье я пошел на ozon.ru и посмотрел, какие издательства печатают книги по бизнес-тематике. Их оказался десяток. Я написал в каждое (просто на публичный емэйл) и отослал текст книги. Половина издательств сразу ответили отказом (причина: книга слишком короткая). Остальные промолчали. Через месяц пришел ответ от Издательского дома Вильямс, они согласились напечатать «Секреты управления программистами». (Весь тираж давно раскуплен, но книгу можно скачать вот тут вместе с другими нашими книгами.)
Для меня синдром отличника — это когда ты не можешь начать, потому что идеал далеко. В какой-то момент как будто становится только две фазы: ничего (там, где ты находишься сейчас) и идеал (вон там далеко, через несколько лет и много усилий). И вот там круто, там жизнь, там счастье. А здесь — ноль. Нет середины. И за идеалом можно наблюдать бесконечно долго. Он далек и прекрасен. 🙂
У меня получается это решать (ну, когда получается) методом короткого рывка. Ты берешь себя за нерешительное место, начинаешь что-то делать и бам-бам-бам — очень быстро случается результат. И этот результат далек от идеала, но он тебе уже ОЧЕНЬ нравится, потому что это намного лучше того, что было (нуля). И в принципе, жизнь показывает, что этого результата часто оказывается достаточно.
Так было с текстом книги. Так было с сайтом моего первого проекта — я полгода жил с кривой поделкой (поделал ее, конечно, я) прежде чем установил нормальный WordPress. Все казалось, что это сложно. На практике заняло час, и мне так понравился результат, что следующий год я жил со стандартным дизайном WordPress’а, пока не пришел коллега Панкратов и не установил красивый, модный, молодежный дизайн.
Так было с нашей первой годовой онлайн программой. Пообсуждали, пообсуждали, сняли три видео, за два часа сделали страницу регистрации — бам-бам-бам, 120 человек уже записались. Ну вот дальше да, надо рисовать презентации, читать вебинары, проверять домашние работы, отвечать на вопросы и все такое. Но дело сдвинулось, дальше катится само.
Похоже, что это постоянная история так со мной и останется. Думать о труднодостижимом идеале, ходить-бродить-не решаться, а потом бам-бам-бам — и дело пошло. Когда ты знаешь, как работает твой мозг — жить с ним становится намного проще.
Синдром отличника — это для тебя всегда про прокрастинацию? Про то, что хочется все делать идеально?
Для меня это еще про отношения с людьми. Про то, что ты хочешь быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя.
Как-то так получилось, что начиная с 7-го класса (когда закончились постоянные драки с моим одноклассником Олегом Ржевским), мне всегда удавалось налаживать отношения с людьми. Я вообще не любил ссориться, а любимой книгой долгое время был Дэйл Карнеги про то, как заводить друзей. (Не надо мне писать, что это плохая книга, я в курсе :))
Менеджером команды я стал то ли в конце 2002, то ли в начале 2003. Классическая история — руководитель нашей команды ушел на повышение в директора, и образовавшийся под ним вакуум меня засосал. Из трех оставшихся инженеров менеджером назначили меня. Не потому что технически я был самым крутым, а потому что с обоими коллегами у меня были неплохие человеческие отношения, а между собой они общий язык не очень находили. Шаг за шагом, команда выросла до 17 человек, и со всеми удавалось неплохо общаться и работать.
Через полтора года часть нашего коллектива купил Intel, и я ушел в Intel вслед за своим начальником Игорем, с которым у меня были прекрасные отношения. Там мы начали проект с новосибирскими, московскими и американскими коллегами и отношения тоже как-то быстро наладились (с некоторыми ребятами мы дружим до сих пор).
За те три года в разы выросла зарплата, бонусы, должности — жизнь била ключом. Я считаю, что во многом благодаря тому, что мне удавалось налаживать хорошие отношения практически со всеми, с кем сводила судьба. Это не значит, что работать было не надо. Надо. Но такие масштабные сдвиги для меня лично были следствием отношений с людьми. Я в это искренне верил.
Потом я ушел в свой бизнес: тренинги, онлайн курсы и все, что мы любим. За пять лет удалось выступить на ~120 конференциях. Ни разу (НИ РАЗУ) я не подавал заявку на доклад. Начиная с первой конференции организаторы сами меня всегда приглашали выступить. Первый раз — увидев мой сайт. А дальше — видя выступления. Со всеми организаторами мы поддерживали и поддерживаем хорошие дружеские и партнерские отношения.
Еще раз: выступать хорошо нужно, иначе тебя не пригласят. Но и отношения хорошие поддерживать тоже нужно. Чтобы про тебя помнили, чтобы с тобой было легко договариваться и общаться.
Мне всегда казалось, что налаживать отношения — простая история. Ну что там сложного — слушай, что человек говорит, слышь, иди ему навстречу, и готово.
Оказалось, что нет. Самый популярный запрос на наших живых тренингах: как убедить другого человека, что он не прав? Как переключить его поведение? Как подобрать аргументы? Что делать, если человек не убеждается?
Мне особенно нравится вот этот: как отказать, не обидев? Откуда вообще эта идея, что отказом ты можешь обидеть человека? Как будто, ситуация предполагает, что ты уже должен согласиться. В какой момент ты это задолжал, эй? С чего? А вот с чего. С того, что, скорее всего, ты до этого все время соглашался. И считал, что главное — сделать хорошо другим, и тогда они сделают хорошо тебе. А они, гады, вместо этого просят сделать все больше и больше.
Вот это было и моей проблемой.
Почему проблемой?
Да потому что когда ты постоянно идешь навстречу другим, поступаясь чем-то для себя, это накапливается. Пружина терпения сжимается, сжимается и потом происходит большой БАМ. До сих пор часто приходят люди, которые страдают на работе, потому что не могут отказать начальнику, заказчику, коллегам — пытаются тащить на себе все, что можно.
Так а что делать, если ты в себе это обнаружил?
Когда я только начинал читать тренинги, у меня были ответы на все вопросы. Что делать, если сотрудник припотух? Как мотивировать команду? Как дать людям понимание, что их работа важна для вас? Как отказывать начальнику? Да все просто: делайте раз, два, три.
Потом пришло понимание, что в ситуации надо разбираться. Что много зависит от истории ситуации, от отношений людей, от того, какие у кого хотелки, от накопленного авторитета и т.д. Так появились 18 вопросов для анализа управленческих кейсов, которые неплохо помогают разобраться практически в любой рабочей ситуации. Так появилась техника Конструктивной конфронтации. Практика, предложенная Энди Гроувом (одним из основателей Intel), которую мы дополнили другим наработками (4 причины, почему люди чего-то не делают, пресуппозиции Милтона Эриксона, выход из диалога по Блисс Браун и т.д.) Собственно, с 2008 года мы обкатываем эту методику с нашим студентами и по их отзывам — это самая работающая и полезная штуковина из всего Стратоплана. В нашей Школе ее отработке посвящена масса времени.
Сейчас есть понимание, что вопрос не только в ситуации, вопрос еще в том, как устроена голова задающего вопрос. Да, ты проанализировал кейс и стало понятно, что говорить надо вот это и вот это. И почему-то не получается. И главное — не понимаешь почему. То возникает страх перед разговором, то тон выберешь не тот, то просто не хочется с этим неприятным человеком вообще общаться, то вроде все делал правильно, а все равно не идет.
Все немного сложнее. Важно понимать, как устроена твоя голова. Я повторю эту мысль, потому что для меня это главный вывод последних двух лет:
Важно понимать, как устроена ТВОЯ голова
Да, не на все мы можем повлиять. Но у нас всегда есть выбор. Как минимум, выбор как относиться к произошедшему и происходящему. Как максимум, выбор, что делать, говорить.
Почему ты выбираешь говорить это или то? Почему здесь выбираешь промолчать, а здесь не можешь не вмешаться? Почему с этим человеком хочется общаться, а к этому подходить не хочется? Это все влияет на работу, на то, как складывается карьера, на то, как мы оцениваем ситуации, на то, что мы додумываем, какие проекции достаем из себя и какую профлексию (что бы сейчас ни означало это слово) проявляем.
Можно почитать книжек по популярной психологии, биохимии мозга и прочим ставшим популярными темам. Это наверняка вдохновит, но по факту не сильно поможет. Потому что мы учимся на практике, сталкиваясь с разными ситуациями и людьми, не такими как мы. Они дают нам обратную связь на то, как мы себя ведем. Книги не дают такой обратной связи, потому что невозможно одновременно быть и объектом исследования и его субъектом.
Чем хороша онлайн школа Стратоплан? У тебя будет 48 занятий, чистой практики с другим людьми. 48 часов, где проявятся многие слепые пятна, которых ты сейчас не видишь, и которые, возможно, как раз и тормозят твою карьеру, тянут назад и лишают удовольствия от работы. И эти 48 часов — в безопасных условиях тренажерного зала. В условиях, приближенных к реальности, где есть тимлиды, менеджеры проектов, руководители отделов. Фактически это эмуляции компании с целью увидеть свои слабые места, «слепые пятна», прокачать их и вернуться в работу с новыми навыками и пониманием, что именно делать.
Ты столкнешься с другим студентами, которых «невозможно перебить», кто думает совсем не как ты, которые не понимают казалось бы «очевидных» вещей, которые говорят тебе в лоб то, что ты не хочешь слышать. Тебе придется входить в незнакомый коллектив, знакомиться и строить какие-то отношения с коллегами. Хорошая новость в том, что с этим уже справились примерно 1.500 слушателей предыдущих трех потоков в этом формате (всего мы делаем уже 8 набор). Здесь нет никакой ядерной физики, здесь есть жизнь, которую ты проживешь, чтобы стать (не)много другим человеком. С другими навыками, пониманием и отношением к рабочей реальности.
Саш, спасибо за разговор!
Вам спасибо — и тем, кто делал это мини-интервью, и тем, кто прочел. Если есть какие-то вопросы, мнения — пишите мне на orlov@stratoplan.ru, я читаю все. Отвечаю не всегда быстро, но всем. 🙂 Удачи!
—-
С уважением,
Александр Орлов
Школа менеджеров Стратоплан



Share This

Поделитесь с друзьями

Или сохраните для отложенного чтения